Интерес россиян к игристым винам и настойкам не случайен — он стал следствием роста акцизов на алкоголь. Об этом в интервью aif.ru сообщил Павел Шапкин, глава Центра разработки национальной алкогольной политики.
Согласно данным Росалкогольтабакконтроля, в этом году продажи алкогольной продукции в России достигли рекордных уровней. За девять месяцев 2024 года было реализовано более 184 миллионов декалитров (дал) алкоголя. Это максимальный показатель с 2017 года, когда началась активная статистика по продажам. На первом месте по объему остаётся водка, однако наибольший рост продемонстрировали ликеро-водочные изделия — настойки, наливки, ликёры, бальзамы, а также крепкие напитки, такие как виски, ром и джин. По предварительным данным, их продажи за этот период составили 13,2 и 11,3 млн дал соответственно, увеличившись на 16,6% и 15,7% по сравнению с прошлым годом.
Интересно, что несмотря на рост продаж, потребление алкогольной продукции на душу населения за тот же период не возросло, а даже сократилось — с 8,33 до 7,92 литров чистого спирта, отмечает доцент кафедры статистики РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская. Шапкин объясняет это тем, что общее потребление алкоголя в стране растёт, но лишь незначительно. Основная причина — переток потребителей между сегментами. Государственная политика, в свою очередь, значительно влияет на рынок.
Например, введение маркировки пива привело к тому, что многие покупатели предали предпочтение игристым винам, покинув сегмент псевдопивных напитков. Рост акцизов на готовые коктейли также спровоцировал десятикратное сокращение их выпуска, следовательно, покупатели начали готовить коктейли самостоятельно, отдав предпочтение игристым и спиртным напиткам.
Кроме того, Шапкин отметил, что в России растёт интерес к виски, джину и рому. Налицо тенденция: ранее экзотические для нашего рынка напитки теперь производятся в России и, соответственно, становятся доступнее для граждан.
Также следует обратить внимание на предстоящие изменения, такие как прекращение выпуска банок ёмкостью 0,5 литра, что неминуемо повлияет на цену напитков, в том числе пива.