В современной российской действительности, где каждая новость, словно кусочек мозаики, складывает общее восприятие происходящего, упомянутая инициатива о продаже Рижского вокзала поднимает не только экономические, но и культурные вопросы. Стало известно, что РЖД включила в повестку своего совета директоров продажу этого исторического объекта, ценность которого оценена в 1 миллиард рублей. И вот тут стоит задуматься: что же стоит за этой цифрой и решением?
Рижский вокзал — это не просто четырех стен и крыша, это символ, который начал свой путь в 1901 году. Вокзал долгое время выполнял не только транспортную функцию, он был важной частью городской инфраструктуры и даже культурного облика Москвы. На его платформе пересекались истории и судьбы, отсюда уезжали в долгие путешествия и, возможно, искали спасение от серых будней мегаполиса. С закрытием станции на ремонт в марте 2023 года и предстоящей продажей создается ощущение, что мы находимся на перепутье: старое уходит, новое, возможно, не приходит.
Собственно, отсутствие подробностей о причинах продажи вызывает у меня некоторые сомнения. Что стоит за этой сделкой? Прагматизм бизнеса? Или более глубокие экономические реформы, несущие за собой потери для нашей публичной культуры? Важно помнить, что Рижский вокзал — это не просто актив, который можно продать за деньги. Это часть нашей городской памяти, символ, вложенный в него историей.
Стоит ли удивляться, что на фоне нового строительства станции «ЗИЛ» Троицкой линии метро, возникновение такого намерения как продажа вокзала может напоминать о распродаже наследия без учета его ценности для общества? Вот так, мы снова возвращаемся к извечному вопросу: как сохранять то, что для нас ценно, в эпоху, когда густые тучи коммерциализации заслоняют свет культурного и исторического наследия?
Возможно, нам стоит обратить внимание не только на цифры, но и на то, как одна из самых оживленных точек столицы, когда-то игравшая важную роль в жизни москвичей, может исчезнуть из обоймы. Это актуальные вопросы, о которых стоит говорить, пока мы еще можем слышать гул поездов и чувствовать дыхание истории на прилавках наших вокзалов. Нам нужно не только знать цену, но и понимать ценность.