Как часто мы говорим о миграции? Конечно, эта тема требует внимания, как от общества, так и от властей. Но теперь мы видим, что партия ЛДПР под руководством Леонида Слуцкого решила подойти к этому вопросу с новой жесткостью. В их Telegram-канале, где публикации, стремясь привлечь внимание, зачастую звучат как хлесткие лозунги, было анонсировано использование правового механизма для ужесточения правил аренды жилья для мигрантов.
Интересно, что следуя тенденции современных дебатов, Слуцкий отмечает проблемы, с которыми сталкиваются местные жители: шум, мусор и конфликты из-за арендаторов-мигрантов. Вопрос, конечно, важный, однако есть ли у нас масштабное понимание ситуации? Может ли проблема чистоты и тишины стать поводом для масштабной трансформации законодательства? Или это всего лишь эффектный жест для популистского ракурса?
Пакет предложений ЛДПР подразумевает обязательное заключение договоров аренды с мигрантами и ограниченные сроки — не более одного года. По логике создателей законопроектов, это должно помочь поддержать порядок в многоквартирных домах и повысить безопасность граждан. Но возникает вопрос, будет ли достаточно одного лишь ограничения по срокам аренды для решения такой сложной и многослойной проблемы?
Слуцкий также предлагает запрет на субаренду мигрантами своим знакомым. О звучит достаточно устрашающе — идея подстраховать правовых условий аренды, но чем это обернется на практике? Как будет осуществляться контроль за соблюдением правил? К тому же, наказание собственников жилья за создание «резиновых» квартир — это нечто, что вызывает бурю вопросов о правоприменении. Как мы знаем, всякое правило можно обойти, если его реализация станет лишь формальностью.
И вот здесь стоит задуматься: каков тот баланс, который необходимо отыскать между потребностями мигрантов и интересами граждан? Не сделает ли подобное ограничение жизнь более сложной как для новых жителей, так и для самих арендодателей, которые рискуют оставить без дохода целый участок рынка жилья?
К тому же, стоит отметить, что МВД уже активно борется с фиктивными браками, которые иностранцы используют для получения миграционных статусов. Это свидетельствует о том, что проблемы миграции многослойны и требуют более глубокого анализа.
К нарастающим социальным волнениям, на фоне которых подобные законопроекты предстают, следует подходить не с позиции ужесточения, а с грани интересного диалога. Общество и власти должны искать консенсус, а не разжигать противостояние. Реформа — это не всегда сковка, иногда это возможность. Так не стоит ли нам подумать, как эти возможности можно расширить, а не лишь сужать?