Каждая эпоха имеет своих героев и своих противников. В этом смысле, разговор о личных антипатиях на эстраде, как показывает недавнее высказывание народной артистки РСФСР Жанны Бичевской, являет собой не только плоскость разбирательств личных, но и шире — социальных и культурных. В её словах о «главной врагинe» следует заметить не только личную зависть, но и целый спектр более глубоких чувств, таких как горечь и понимание собственных границ.
К сожалению, в нашем искусстве очень часто находит отражение не только талан, но и тень личных переживаний. Певица, не назвав имя своей «врагини», прямо намекает на Аллу Пугачеву — фигуру, безусловно, культовую для всей страны. Пугачева, покинувшая Россию и сейчас живущая в Израиле, вызывает в сознании людей целый вихрь эмоций, ну а для Бичевской она стала символом того самого феодального порядка в искусстве, где зависть и rivality — привычные спутники успеха.
«Она такая вездесущая в отрицательном смысле», — замечает Бичевская. И это уже не просто острая фраза, а, скорее, диагноз: динамика скандалов и личных столкновений на сцене порождает и обостряет обычные человеческие страсти. На празднике режиссуры и слот-модерновых находок мы частенько сталкиваемся с метафизикой зависти, с этим старым, как мир, атрибутом художественного труда.
Как утверждает наша героиня, жалость к врагам — это, на самом деле, высший пилотаж. Ведь, чтобы испытать жалость, нужно иметь хоть какое-то понимание источников их ненависти. Более того, Бичевская называет своих обидчиков не врагами, а «противниками», и это тоже символично. В мире, где много шума, не всегда слышно, о чём говорят сердца. Возможно, именно поэтому из искреннего сожаления о недопонимании рождается подлинная эмпатия.
Но стоит задуматься, как же так получилось, что серьезность творчества обернулась завистью? Вопросом остается и то, что в последние месяцы происходит с культурой: возрождение старых обид, необходимость в стереотипах и постоянная борьба с тенью собственной карьеры — это, по сути, не просто конфликт, а целое поколение трений, которое требует своей рефлексии.
К сожалению, мы живём в те странные времена, когда ценности, сформировавшиеся вокруг крупиц искусства и души, начинают трещать по швам. А может, это просто очередная форма человеческого самосознания, озвученная в словах одной женщины? Время покажет, но пока стоит лишь надеяться на возможность к примирению, а может, даже и общего процветания искусства, независимо от поляризации мнений. Вопрос тут в другом: когда же мы научимся сопереживать без ненависти?