Есть старое правило: если что-то кажется слишком хорошим, чтобы быть правдой, то, вероятнее всего, так оно и есть. Эта простая истина, похоже, стала основным ориентиром для нашей правительственной комиссии, которая наконец-то одобрила законопроект о запрете на автоматическое добавление дополнительных услуг к покупке авиа- и ж/д билетов. Казалось бы, дерзкая инициатива Роспотребнадзора должна всколыхнуть общественное мнение, но в контексте мирного существования граждан, потрясенных загадочным словом «овербукинг», это решение, по большому счету, лишь покалывание в плечо.
Почему, да потому что, как гласит пояснительная записка, нередко исполнители таких услуг используют прямое давление на клиентов, в том числе запугивание о возможных негативных последствиях, если вы не решитесь на «дополнительные товары или услуги». Представьте себе эту картину: сидит пассажир, сжимая в руках придирчиво выбранный билет, и нервно ждет, когда же служитель братского железнодорожного двора сообщит о невозможности путешествия, если он не согласен доплатить за безвредную «дополнительно-красивую подушку».
Да, законопроект так и планирует прописать, что никаких автоматических отметок о согласии на дополнительные услуги отныне быть не должно. Однако из этого, скорее всего, вытекает лишь одно: сочетание практической полезности для граждан и традиционной российской нерасторопности в обеспечении выполнения норм. К тому же это всего лишь предварительный шаг, а вступит в силу он лишь через два года, то есть 1 сентября 2025 года. И это выглядит как попытка успокоить недовольный народ, который по всей видимости готов опустошать кошельки в ожидании улучшений.
К тому же стоит упомянуть, что Союз пассажиров ранее озвучил поддержку идеи о приравнении овербукинга к мошенничеству. Основания для этого имеются. Исполнительные структуры, использующие такой метод, напоминают своих коллег из мира ММА: побежден будет обязательно, и принцип здесь не силуэт, а комбинация.
Так что, стоит ли нам радоваться? Возможно, это всего лишь временный релакс под давлением общественности, но, безусловно, это яркий шаг к созданию более прозрачных и человечных условий для потребителей. Необходимо надеяться, что не за горами день, когда взаимоотношения между пассажиром и перевозчиком будут напоминать не печальную комедию, а здоровое партнерство, основанное на уважении и понимании. А пока – ждём сентября 2025 года с тревожным ожиданием.