В нашей стремительно меняющейся реальности социальные сети стали неотъемлемой частью жизни молодежи. Психолог Дарья Дугенцова в разговоре с изданием aif.ru затрагивает важную тему: можно ли и нужно ли запрещать подросткам доступ к этим цифровым площадкам. Ее мнение важно не только как точка зрения специалиста, но и как отражение более широких социокультурных процессов.
Дугенцова подчеркивает, что в период пубертата, начиная с примерно 12 лет, подросткам особенно необходима принадлежность к какому-либо сообществу. В этом возрасте их идентичность формируется не только в реальном мире, но и в виртуальном. Социальные сети — это не просто способ общения; это средство самоопределения, поиска единомышленников, возможности самовыражения. Для современных детей нет четкой границы между оффлайн и онлайном — эти миры для них едины.
Однако обсуждение запретов на доступ к социальным сетям вызывает вопросы. Запреты — это всегда двойственный инструмент, особенно в отношении подростков, которые способны остро реагировать на любую попытку оградить или ограничить их свободу. Психолог аргументирует, что такие запреты могут вызвать обратный эффект: подростки, даже не планировавшие перемещаться в зону социальных сетей, могут броситься в них с удвоенной энергией, просто потому что им было это запрещено. Это классический пример «запретного плода», который, как известно, всегда сладок.
И вот тут возникает жизненно важный вопрос: что же делать вместо запретов? Дугенцова предлагает мысль, в которой сквозит дух открытости и диалога — подросткам стоит предложить альтернативу. Не просто закрыть двери, а показать новые пути, интересные идеи, сообщества, которые могут быть полезными и развивающими. Подобный подход, на мой взгляд, отражает основную суть воспитания — это не только авторитет, который диктует, что можно, а что нельзя, но и мудрость, которая предлагает альтернативы.
Помимо этого, на фоне недавних предложений о запрете доступа к социальным сетям для детей младше 14 лет, важно задуматься о том, насколько такая инициатива будет действенной. В чем глубокая проблема, если не в том, как мы воспринимаем молодежь, а в том, как мы их обучаем, как мы обсуждаем с ними эти тематики, как мы формируем культуру общения и присутствия в сети.
Не забывайте, что, делая выбор в пользу запрета, мы рискуем потерять возможность диалога с подрастающим поколением. А это — уже другой вопрос, о котором стоит задаться каждому из нас. Обсуждать, вытаскивать на поверхность, делиться своим опытом — именно в этом может заключаться путь к эффективному взаимодействию, основанному на доверии. В эпоху высоких технологий основание доверительных отношений — это не просто стратегический капитал, а их абсолютная необходимость.