Начало строительства нового образовательного комплекса в Москве – это событие, которое вполне можно обсудить не только как очередной шаг в очереди на очередное «средство массового просвещения», но и как индикатор процесса, который является частью более широкой картины жизни мегаполиса. Не так давно заместитель мэра по вопросам градостроительной политики Владимир Ефимов сообщил о том, что в районе Щербинка, на улице Любучанская, стартуют работы по возведению учреждения на 1575 мест – это не просто красивая цифра, это конкретные лица, судьбы и возможности.
Объемы инвестиций и длинные сроки реализации этого проекта заставляют задуматься о настоящих мотивах. Действительно, завершение строительства запланировано на 2026 год – то есть, в разгар очередного ренессанса образовательно-градостроительного оптимизма, когда столичные чиновники сделают все возможное, чтобы совместить интересы горожан и застройщиков. Условная пора так называемого «нового достижения» образования или городского благоустройства будет заложена именно здесь.
Комплекс будет включать не только классы и группы для детей, но и специализированные лаборатории, что говорит о том, что эта учебное заведение создается не только для обучения, но и для воспитания и подготовки будущих специалистов. Инфраструктура очень важна: залы для мероприятий, медиатека, спортзалы, которые обещают стать местами не только для работы, но и для досуга и саморазвития.
Но что важнее – это тот внутренний месседж, который несут в себе такие инициативы. С одной стороны, это явное стремление к созданию образовательных условий, отвечающих современным требованиям. С другой – это вопрос коррупции: как всегда, кто будет зарабатывать на этих проектах? Возможно, в попытках повысить качество жизни в столице, мы будем сталкиваться с привычными теневыми схемами и потемкинскими деревнями, виртуозно обертывающими очередные злачные идеи.
За каждой такой инициативой стоят не только деньги, но и социальные обязательства, которые все мы, как горожане, должны помнить. Готов ли наш город к таким изменениям, готовы ли жители района изменять свои привычки и маршруты? Да, мы ждем новых знаний и новых возможностей, но не стоит забывать о том, что для любой стройки нужны не только точные расчеты и визуализации, но и серьезное внимание к общественным интересам.
Строить — не значит возводить стены. Это, в первую очередь, значит строить общество, и с каждым новым учебным заведением мы должны сами задать себе вопрос: что мы строим на самом деле?