События, произошедшие в Подмосковье, вновь ставят нас перед вопросами, которые кажутся концептуальными исключительно в рамках спокойной жизни. Но реальность обнажает иные грани этих вопросов. Воспитательницу детского сада «Космо», 18-летнюю Дилдору, уволили всего через два дня после её трудоустройства. Причина – попытка воспитать умение держать детей за руку в весьма оригинальной манере, которая, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Шокирующие подробности инцидента, о которых сообщают наши СМИ, поражают. Две маленькие жизни были неподобающим образом перенесены по асфальту, а затем «приземлены» на ступеньках. Со стороны может показаться, что это просто недоразумение, что, возможно, имеет место случайность. И вот тут стоит задуматься: как же так получилось, что в детском саду, где каждый, казалось бы, занят заботой о безопасности и комфорте малых детей, могла произойти такая ситуация?
Это не просто история про неумелую воспитательницу. Это зеркальное отражение того, как наша система образования и воспитания сталкивается с проблемами на всех уровнях. Родители, увидевшие это неприятное обстоятельство, не промедлили сообщить в полицию. И здесь стоит отметить, что их реакция вполне обоснована; поиск справедливости и защиты чад у многих наших соотечественников стоит на первом месте.
Но давайте не будем забывать о самом молодом специалисте – Дилдоре. Она, как сообщает источник, просила прощения и плакала. В её же устах звучит объяснение: дети не держали руки крепко, и вот прямо в этот момент у неё, занимающейся трудом, который был ей чужд, всё и пошло наперекосяк. Бросает вопрос: почему она оказалась на этом месте? Что привело к тому, что человек без опыта был допущен к такой ответственности? Разве это не должно вызывать у нас недоумение?
Сейчас следственные органы возбудили уголовное дело. Дилдора, находящаяся в стране законно, но без патента на работу, становится жертвой системы, которая явно не защищает ни работников, ни детей. У нас есть прецеденты жестокости в образовательных учреждениях, и не только в Подмосковье – вспомним, например, освежившую в памяти историю из Бурятии.
Эта ситуация – это не просто случай, а целая система. Система, в которой страдают как те, кто должен обеспечивать безопасность, так и сами дети, которых мы, в идеале, призваны защищать. Каждый подобный случай требует от нас не только наказания виновных, но и переосмыслении всей концепции дошкольного образования. К сожалению, реальность такова, что на первом месте часто оказывается не сам процесс обучения и воспитания, а контроль и безопасность, которые, к сожалению, остаются на бумаге.