Вот вам и образовательный процесс, который, кажется, снова превращается в поле битвы. Уволенный учитель физики из саратовской школы №90 Алексея Юрьева — фигура, вокруг которой завязалась настоящая драма. Причина? Непростая схватка с восьмиклассником, где, как видно, педагогическая мудрость осталась за пределами класса.
«Я не имею права продолжать преподавание», — отметил Юрьев, комментируя свою ситуацию. На первый взгляд, кажется, что агрессия со стороны молодежи становится нормой, а учителя в таких условиях превращаются в жертв. Сложно не задаться вопросом: что же происходит в classrooms нашей страны, если учитель вынужден искать защиту у прокуратуры? С одной стороны — официальные инстанции, с другой — упрямая реальность, где образовательный процесс превратился в нечто похожее на выживание в условиях стеклянного леса.
Но важнее всего, это не только история одного учителя и одного ученика. Это индикатор состояния нашего общества. Напоминает ли вам эта ситуация что-то? Совсем недавно мы были свидетелями громких дел с молодыми людьми, которые решают свои конфликты не с помощью диалога, а, увы, с помощью силы. Укажем пальцем не только в сторону конкурсных комиссий и властей, но и в сторону нас самих — родителей, общества, системы образования.
И тут возникает вопрос: почему в системе образования, которая должна стать оплотом моральных и этических норм, так легко срабатывают механизмы насилия? Создается ощущение, что в этой ситуации пострадали все — и учитель, оказавшийся на обочине, и ученик, который, скорее всего, просто не знает, как поведать мир.
Мы видим, что общественный резонанс нарастает. Глава Заводского района и уполномоченная по правам ребенка в Саратовской области Татьяна Загородняя выражают надежду, что Юрьев останется на своем месте. Но вопрос в том, кто сможет вернуть этому учителю право на его профессию, если он действительно был поставлен в невыносимые условия?
Таков сегодняшний урок, который, похоже, не только о физике. Это урок о том, что пора бы нам задуматься о том, чего мы ждем от образования и какие действия предпринимаем для улучшения условий не только для педагогов, но и для наших детей.