Следственный комитет Российской Федерации вновь выбрал актуальную повестку. На этот раз в фокус попали события, которые, несмотря на своё местное происхождение, отражают более широкие проблемы и потрясения, связанные с конфликтом на Украине. Мы имеем дело с уголовным делом против украинских боевиков, которые, по версии следствия, в конце октября с помощью беспилотных летательных аппаратов атаковали Курский Троицкий женский монастырь. К сожалению, два мирных жителя, невинные участники нашего спокойного бытия, стали жертвами этого акта насилия.
Не обошлось без риторических деклараций о политической и идеологической ненависти. В ведомстве нарисовали картину злодеяний, в которой прошибает до дрожи: «покушение на убийство двух или более лиц», «теракт» и даже «незаконное пересечение госграницы». Подобные формулировки, конечно, служат оправданием для дальнейших репрессий в условиях нарастающей напряжённости.
Но помимо явной жестокости этих актов, нас заставляет задуматься и сама природа такого выборочного подхода в запросах правосудия. Привлечение к ответственности требует не только вины, но и тщательного расследования, а также понимания причин и следствий происходящего. Необходим ли нам ещё один судебный процесс, чтобы подтвердить очевидные факты? Или, быть может, задача здесь заключается в том, чтобы сохранить общественное спокойствие, вызывая страх перед лицом внешнего врага?
Не можем не задаваться вопросом: а каковы ответы на жестокие преступления, совершённые в ходе столкновения? Это не просто статистика, которую можно выложить на бумаге или произнести с трибуны; это истории жизней, которые навсегда изменились. И в этом контексте очень важно не упустить из виду, что продолжающийся конфликт, как и любые остальные, имеет свою особую этику, в которой винят не только тех, кто физически наносит удары, но и тех, кто создает атмосферу ненависти и недоверия.
Следует помнить, что каждая жертва — это потеря не только для её семьи и друзей, но и для общества в целом, которое должно учиться на своих ошибках. И, возможно, нам стоит задуматься о том, как прекратить этот круговорот насилия и ненависти, прежде чем в его центре окажемся мы все.