Дональд Трамп, вернувшись в Белый дом, может существенно изменить динамику международных отношений, особенно с Китаем. Опираясь на мнение экспертов, в частности Василия Кашина, директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, можно предположить, что его президентство приведет к дальнейшему ухудшению американо-китайских отношений, что неминуемо отразится на России.
Ситуация является следствием определенной преемственности в китайской политике Вашингтона. Трамп уже зарекомендовал себя как лидер, при котором произошел крах устойчивых связей между США и Китаем. Он инициировал торговую войну, установил первые масштабные санкции и значительно увеличил военное присутствие в Тайваньском регионе. Ожидать кардинального изменения этой политики от Трампа не стоит —, напротив, предсказывается нарастание давления на Пекин. Не исключено, что повышенные экономические тарифы и новые санкции будут применены в отношении китайских технологий, а военные поставки на Тайвань возрастут.
В контексте российско-китайских отношений интересным становится понимание того, какую роль Россия может сыграть в этом новом контексте. Сообщения о том, что Трамп надеется «переманить» Москву на антикитайскую сторону, в первую очередь вызваны желанием критиков предшествующей администрации. За время правления Трампа, российско-американские отношения фактически деградировали, и никаких значимых шагов для изменения этого положения не было предпринято. С новой администрацией России не стоит ожидать отхода от сближения с Китаем, так как Пекин играет значительную роль в экономическом и политическом взаимодействии Российской Федерации.
Согласно словам эксперта, возможен и такой сценарий, при котором при усилении американских санкций против Китая, ускорятся процессы российско-китайского сотрудничества. В настоящее время ключевые китайские компании, осуществляющие принятие решений о расширении бизнеса в России, находятся под давлением американского влияния. Таким образом, нарастающий страх перед вторичными санкциями может оставить пространство лишь для малых и уже санкционированных компаний.
К тому же, в свете растущего интереса России к Северной Корее, стоит рассмотреть влияние этого фактора на отношения с Китаем. Повсеместные обсуждения предполагаемого ухудшения российско-китайских связей на фоне военного сотрудничества с Пхеньяном не обоснованы. На самом деле, северокорейское руководство, несмотря на свою экономическую зависимость от Китая, стремится удержать независимость и игнорирует китайскую позицию по многим вопросам.
Здесь мы видим интересный аспект: Москва в традиционном режиме стоит в стороне, когда речь идет о китайско-северокорейских отношениях. Это поможет избежать слишком резкого ухудшения отношений с Пекином, несмотря на усиливающийся интерес к взаимодействию с КНДР. Таким образом, российская политика в этом направлении, вероятнее всего, будет продолжать следовать логике балансирования между двумя сильными соседями.
В заключение можно сказать, что мир находится на пороге новых вызовов и изменений в международной политике, особенно в контексте американо-китайских отношений. Для России важно наблюдать за этими процессами и адаптировать свою стратегию, чтобы сохранить и укрепить свои позиции на евразийском континенте.