Во время недавнего заседания круглого стола в Совете Федерации Дмитрий Ядров, руководитель Росавиации, поднял вопрос, который, возможно, станет ключевым в развитии отечественной авиации. Он предложил создать отдельный класс воздушного пространства для беспилотников на высотах 300-500 метров. Звучит как шаг в будущее, не так ли? Однако давайте углубимся в эту инициативу.
На первый взгляд, предложение выглядит логично: с учетом стремительного desarrollo технологий и увеличения количества дронов, какой смысл смешивать их полеты с традиционной авиацией? Это ведь как если бы мы разрешили активно ездить на гироскутерах по МКАД — не добавит ли это хаоса на уже и без того перегруженные дороги? Тем не менее, за простым решением может скрываться целая сеть вопросов, касающихся безопасности, контроля и, конечно же, регулирования деятельности в новом классе «воздушных граждан».
Уже есть поддержка высокопоставленных лиц, включая вице-премьера Виталия Савельева, что, безусловно, придаёт инициативе определённую весомость. Однако хочется задать вопрос: а готовы ли мы к этой реальности? Что будет с существующими правилами? Как будет вести себя система, если вдруг несколько сотен дронов одновременно поднимутся в воздух? Это не просто вопрос пропускной способности – это вопрос нашего общего комфорта и безопасности.
Не стоит забывать и о том, что накануне этого заявления Росавиация продлила ограничения на полеты над Израилем, Ираном и Ираком. Это не может не вызывать вопросов о том, насколько гибкой будет новая система в условиях международной напряженности. Мы на грани революции в воздухе, однако в то время, как одна нога заходит в будущее, другая может споткнуться о старые реалии.
Как всякий раз, когда речь идет о новых технологиях и правилах, важно помнить, что за изменениями стоят люди — их жизни, их решения, их интересы. Мы живем в мире, где каждое решение, каждая инициатива открывает новые горизонты для одного и ставит преграды перед другим. Вопрос лишь в том, сможем ли мы найти тот самый баланс. Беспилотники уже здесь, и теперь нам предстоит создать безопасное пространство не только для авиации, но и для жизни в целом.