В Сочи, в рамках марафона «Знание. Первые», в диалоге с одной из школьниц поднялся болезненный вопрос о едином государственном экзамене. Маргарита Симоньян, известная фигура в медиапейзаже, поставила диагноз нашей образовательной системе, обрисовав ЕГЭ как некий парадокс, искаженный на выходе, где амбиции и реальность оказались в противоречии друг с другом.
Она почти с исповедальным пафосом, с характерной ей прямолинейностью, заявила: «ЕГЭ мог и должен был бы быть хорошей системой». Но тут же добавила, что нынешняя реализация, на самом деле — это не что иное, как «издевательство над нацией, детьми и родителями». Неужели мы действительно дошли до того, что образовательные достижения наших детей оцениваются с помощью вопросов, превращающих экзамен в некий лотерейный билет?
Не стоит забывать, что молодежь испытывает колоссальные стрессы в преддверии этого экзамена, когда становится необходимость доказать свою ценность и способности, как когда-то на арене гладиаторов. А на выходе порой слышится едва различимый звук — звук натянутого лука, который свистит слишком громко и пугает не только подростков, но и их родителей.
Вопрос системы образования в России, в том числе ЕГЭ, ставит перед нами важные вызовы. Мы должны понимать: когда экзамен становится испытанием вместо возможности проявить себя, это не просто проблема экзаменационного формата. Это вопрос о том, как мы смотрим на наше будущее, какое общество строим, когда наших детей пугают и давление превращает их в стереотипизированных «отличников».
В конце концов, обсуждая ЕГЭ, мы не можем игнорировать более глубокие социальные и психологические аспекты. Как обстоит дело с теми, кто не смог пройти через эту «проверку», и какое у них теперь представление об образовании и успехе? Возможно, стоит задуматься о том, не создаем ли мы цивилизацию, где знания формируются по шаблону, а индивидуальность потихоньку уходит на второй план, оставляя после себя лишь серую массу?