Вчера на встрече с Джо Байденом в Перу Си Цзиньпин сделал заявление о готовности к сотрудничеству с новой администрацией США. Как всегда, в таких словах можно усмотреть и определённые акценты. Что стоит за этой фразой о «помощи на благо двух народов»? Не просто ли это дипломатическая риторика, призванная смягчить напряжённость, возникшую в последнее время в китайско-американских отношениях?
Си упомянул, что Китай стремится к «здоровым и стабильным» отношениям с США. На первый взгляд, это звучит очень оптимистично, но, возвращаясь к действительности, можно предположить, что не всё так просто. На повестке дня — множество разногласий, начиная от торговых споров и заканчивая проблемами прав человека и влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Каждый из этих пунктов требует серьёзной работы и, что немаловажно, взаимного уважения.
Значимым моментом является то, что Си не просто обозначил намерение взаимодействовать — он напрямую пригласил Вашингтон к диалогу, тем самым демонстрируя намерение избежать конфронтации. Согласитесь, это демонстрация не только политической воли, но и осознания рисков, которые могут возникнуть из-за эскалации конфликта. Китай не заинтересован в дальнейших недопониманиях с ведущей мировой державой — иначе всё это может перерасти в конфликт.
Интересно также, что ранее официальный представитель китайского МИД опровергла информацию о разговоре Си с Дональдом Трампом, что ещё раз подчеркивает непредсказуемость ситуации. Трамп, помним, сам был не безразличен к нарративу о «китайской угрозе». Похоже, сегодняшние реалии требуют большего pragmatism как от Пекина, так и от Вашингтона, чтобы не допустить в будущем новой холодной войны.
Таким образом, слова китайского лидера можно рассматривать как редкий звоночек об этическом подходе к политике — разговор цивилизованным языком, попытка выстраивания мостов в условиях глобального кризиса. Эти сделанные шаги со стороны Китая обнажают важные социальные и политические вопросы, требующие к себе внимания и глубокого анализа. Разве только легковесное признание может углубить конструкции политической философии, в которой равновесие и мир стоят на пьедестале?