На горизонте цифровых развлечений появляются новые тени — игра S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl, разработанная украинской студией GSC Game World, может столкнуться с суровым репрессивным подходом со стороны российской государственной машины. Заместитель председателя комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин высказал своё мнение о том, что, несмотря на помощь украинских разработчиков своей армии, сам по себе этот факт пока не станет основанием для запрета игры. Интересно, что нашлись разумные голоса в самом законодательном органе, способные отличить искусство от политических баталий.
Однако стоит задуматься: что такое «противоправная информация» в контексте видеоигр? Как давно в нашем обществе бытует понятие цензуры и контроля над распространением контента! На более глубоком уровне в этом утверждении скрывается не только оценка индивидуальной свободы творчества, но и потенциальная угроза для игрового сообщества, которое, как известно, не знает границ. Если игра будет обвинена в «разжигании межнациональной розни» — то, возможно, стоит задуматься, где проходит линия между художественным выражением и тем, что может быть воспринято как провокация.
При этом в контексте информационной войны не стоит забывать, что на данный момент наблюдается и обратный процесс: Минобороны России уже одобрило создание игры «Отряд 22: ZOV», посвященной специальной военной операции. Зачем же потребность в создании контента, оправдывающего насилие? Может, это ответ на вызовы, с которыми сталкивается общество, или же не более чем способ отвлечь внимание от реальных проблем?
Вот в чём вопрос: свобода слова в искусстве или контролируемое пространство? Кажется, в этой ситуации игра стала символом более широких социальных и культурных проблем, которые требуют нашего внимания. Игровость находит отклик в искусстве, но не всегда это понимание имеет место в реальном мире. В этой игре, как и в жизни, нам предстоит делать выбор — и этот выбор не всегда бывает простым.