Не так давно имя Ислама Закирова, быстро ставшее известно в русскоязычном сегменте Интернета, вновь оказалось в центре внимания. И так, глядя на эту ситуацию, мы должны задать себе вопрос: что же происходит с нашей культурой и обществом? В частности, о чем говорит этот шаг Росфинмониторинга, который внезапно включил 17-летнего киргизского рэпера в столь весомую категорию, как «террористы и экстремисты»?
Уже кто-то, возможно, в недоумении поднимает брови. Какое отношение имеет молодой артист из Красноярска к таким серьезным обвинениям? Казалось бы, его слова – всего лишь провокация, молодежная неосторожность, за которую не раз приходилось извиняться. Напомним, что Ислам Закиров был приговорен к 1,8 года колонии за свои высказывания в социальных сетях, в которых он, давайте будем честными, действительно позволил себе резкие выражения, касающиеся «превентивного удара» по беременной женщине. Правильно это или нет? Ответ на этот вопрос, конечно, индивидуальный и зависит от системы ценностей, с которой вы идете по жизни.
Очевидно, что это заявление не прошло мимо внимания общественности, подняв целую волну обсуждений о свободе слова и его пределах. И вот после этого скандала наш рэпер за свои слова глубоко раскаялся, принес публичные извинения. Однако, как мы знаем, публичность тонка подобно шелку – она требует не только легкой обработки, но и обязательного учета последствий, которые могут перерасти в нечто большее. И эти последствия обернулись реальным сроком, который в итоге был назначен молодому человеку.
Отложим в сторону личные симпатии и антипатии и обратим внимание на более широкую тематику – как подобные случаи отражают состояние нашего общества? Ведь здесь мы наблюдаем не только за ними, но и за тем, как мы, как общество, реагируем на такие инциденты. Мы все еще помним времена, когда за слова можно было получить не только оплеуху, но и массу иждивенческих взглядов со стороны окружающих. Сегодня же, кажется, все идет по иному пути, и вместо живого обсуждения мы наблюдаем за стремительным искусственным судом, который все более жестко указывает на границы допустимого.
Так что перед нами стоит вопрос: где же та граница, за которую не следует выходить? И с кем мы боремся – с музыкантом или с представителем нового мира, который сам себе создает эти границы? Любая платформа, будь то социальная сеть, музыкальная сцена или даже уличный разговор, становится полем для испытаний, на которых решаются судьбы и действуют правила, давно забытые общественным сознанием.
Ислам Закиров, на момент написания этих строк, остается в печально известном списке Росфинмониторинга. А мы, все ещё пытаясь разобраться, как реагировать на подобные события, можем лишь наблюдать, как продолжается формирование нашего нового общественного контекста.