
Не так давно нас порадовали наукой — и не просто отдельной её ветвью, а целой делегацией учёных, философов и экономистов. Сошлись они на том, что пришло время реформировать систему оплаты труда российских госслужащих, отталкиваясь от сингапурской модели. Живой пример того, как международный опыт может вдохновлять и подсказывать, как справляться с нашими внутренними проблемами в управлении.
Вместе с этим снова вынырнула старая добрая идея — перейти от коллективного премирования к индивидуальному. Тут, как говорится, тонкий подход нужен — не забыть подойти к каждому чиновнику с индивидуальным чувством справедливости и хладнокровием. Ведь привычные «все хороши, кто как старается, тем и финансы делятся» могут оставить на обочине тех, кто действительно работает на результат.
Чиновники — это, конечно, особая каста, но не забываем, что эта каста якобы служит народу. И вот идеологи новой реформы уверены, что, если уделить внимание индивидуальным заслугам, это поднимет не только настроение, но и эффективность управления. Да, чиновники, судя по идее, начнут работать с огоньком в глазах, если их премии будут зависеть от их конкретных результатов. И, что удивительно, где-то глубоко в себе я согласен с этим сталинизированным подходом к индивидуальному труду.
Предполагается, что премии будут выплачиваться из единого фонда, формируемого за счёт профицита региональных бюджетов. Уже на этом этапе возникает вопрос: а откуда этот профицит, и что будет, если его не хватит? Россия — страна контрастов, здесь, с одной стороны, намечается хороший профицит в каких-то регионах, но с другой — в некоторых, вроде, ему не светит, а это значит, что работа чиновников в других местах может оставаться недооцененной.
Проблема низкого уровня заработных плат среди госслужащих на местах не нова. Мы её обсуждаем и, как обычно, немного пускаем слезу. Говорят, что недостаток финансов — это причина той самой «недоодержки» на полях труда, что наши чиновники порой не могут себе позволить прервать долгожданный отпуск или заказать свой любимый деликатес из-за недоступности средств. Что ж, в этом контексте сингапурская модель может привлечь внимание — во всяком случае, юридический подход к повышению заработных плат с учетом показателей будет важным шагом вперед и, возможно, рождением новой системы.
Как бы там ни было, будем наблюдать и думать. Реформа системы оплаты труда — это не просто отпуск для чиновников или замена одной схемы на другую. Это путь к осмыслению, как выглядит действительное место госслужащего в современном обществе — и не просто его системы координат, а скорее системы ценностей. От индивидуальной выплаты к индивидуальной ответственности — вот он, долгожданный поворотный момент, который может изменить саму суть госслужбы в России.
🚨 Эксклюзив! Самые свежие новости и уникальные материалы, которых нет в соцсетях. Подписывайтесь на наш Telegram-канал! 👇
Подписаться