В последние недели индийские порты стали своего рода зоной хаоса для судов, грузящих российскую нефть. Да, объём отгрузки достиг трехмесячного максимума — 3,09 миллиона баррелей в сутки, что звучит внушительно. Однако реальность такова, что многие суда не могут получить разгрузку именно из-за действующих западных санкций. Находясь в ожидании, они вынуждены простаивать неделями в море, что, безусловно, ставит под угрозу не только прибыль перевозчиков, но и стабильность нефтяного рынка в целом.
Отмеченные 12 миллионов баррелей сырья из Арктики, находящихся в открытом море, и 7,7 миллиона баррелей с Сахалина — это не просто статистика. Это — неэффективность логистических цепочек, которая ведет к росту цен на фрахт. Так, стоимость фрахта для Черного моря подскочила с $5,6 миллионов в декабре до $7,9 миллионов для миллиона баррелей сейчас. И это уже может быть звоночком для бизнеса: чем выше марионетка, тем меньше оставшейся прибыли. При этом потребители, конечно, будут волей-неволей чувствовать на себе последствия.
Интересно, что до введения санкций Индия занимала первую строчку по закупкам российской нефти — 60% от общего объема шло именно с Арктики. Теперь же поставки начинают тайно перегружаться у берегов Омана, а новые маршруты, скорее всего, ведут в Китай. Эта стратегическая переориентация говорит о росте теневой экономики в нефтяной сфере и о том, как сложно стало легально вести бизнес. Индийские власти пытаются выразить желание улучшить свои закупки у США, однако это выглядит как попытка отвлечения внимания от реальности — связь с российским рынком все еще сохраняется.
Что это значит для экономики? С одной стороны, сохранение связей с Россией может негативно отразиться на репутации Индии на международной арене, но с другой — это временное решение, которое актуально в условиях энергокризиса, создаваемого санкциями. Индийский министр нефти уже объявляет о своих намерениях увеличить закупки у Соединенных Штатов, однако балансировать между требованиями международного сообщества и экономическими интересами страны будет нелегко.
Таким образом, текущее положение дел в индийских портах — это не просто техническая проблема, это отражение глобальных экономических реалий. Процессы, происходящие сейчас, могут дурно сказаться на мировых ценах на нефть, а в долгосрочной перспективе снизить общий объём российской нефти на рынке, что неизбежно повлечет за собой изменения в ценовой политике и спросе со стороны крупных потребителей.
🚨 Эксклюзив! Самые свежие новости и уникальные материалы, которых нет в соцсетях. Подписывайтесь на наш Telegram-канал! 👇
Подписаться