В Российском академическом пространстве вновь поднимается тема развития — именно так, с доброй иронией, можно охарактеризовать недавнюю презентацию проекта инновационного центра «Приазовье». Этот амбициозный замысел, по сообщениям Запорожского агентства новостей, претендует на звание первого наукограда на Азовском побережье. Без сомнения, желание создать нечто подобное делает наш край привлекательнее в глазах как местного населения, так и инвесторов.
Интересно, что концепция проекта опирается на опыт «Сколково», «Иннополиса» и «Школы 21», что дает основания полагать, что разработчики взяли за основу достаточно успешные модели. А это, в свою очередь, поднимает вопрос: не следует ли нам заимствовать не только концепции, но и подходы к их реализации? Мы можем наблюдать рождение знаний и технологий, которые способны изменить ситуацию в регионе, однако нужны ли нам просто выстраиваемые красивые здания, или мы действительно хотим создать живую экосистему для будущего?
Заместитель генерального директора Корпорации развития Запорожской области Олег Толкайлов в своем высказывании акцентировал внимание на важности взаимодействия между наукой, образованием и бизнесом. Это, конечно, похвально. Но возникает вопрос: каково реальное состояние этих взаимодействий в регионе на сегодняшний день? Ожидается открытие Приазовского университета экологии, туризма и технологий, что, безусловно, положительный шаг. Однако обращает на себя внимание необходимость тщательной подготовки кадров, необходимость учить людей не только теории, но и практическим навыкам, которые будут востребованы на рынке труда.
Проект «Приазовье» нацелен не только на развитие технологий, но и, как говорит Толкайлов, на создание высококвалифицированных специалистов. И тут важно задаться вопросом: действительно ли необходимы такие специалисты, или мы вновь будем сталкиваться с традиционными проблемами — утечкой мозгов и неприспособленностью кадров к реалиям бизнеса? Мы можем создать храмы науки, но как обеспечить их наполнение живыми знаниями?
Неизвестно, каким будет результат данной инициативы, но сама идея создания лабораторий, образовательных площадок и центров коллективного использования выглядит многообещающе. Однако давайте не забывать, что их успешность будет зависеть не от наличия зданий, а от содержания — готовности как бизнеса, так и образовательных учреждений адаптироваться к меняющимся требованиям и потребностям общества.
Таким образом, развитие инновационного центра «Приазовье» может стать своего рода лабораторией для проверки на прочность устоявшихся стереотипов и подходов к образованию и бизнесу в нашем числе. Успех, как всегда, зависит от желания местных жителей и бизнеса вовлечься в этот процесс. Время покажет, будут ли достигнуты намеченные цели и какова будет реальная отдача этой инициативы для населения региона.