В мире искусства произошел необычный и, пожалуй, знаковый инцидент. 7 ноября на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке был продан портрет Алана Тьюринга, созданный не человечком, а… роботом. Так, 2,2-метровая картина с названием «AI God. Портрет Алана Тьюринга», выполненная человеком-роботом по имени Ai-Da, ушла с молотка за внушительные 1,32 миллиона долларов. Этот факт сам по себе уже удивителен, но давайте посмотрим глубже.
Ai-Da — совсем не обычный художник. Она представляет собой прорыв в мире технологий и искусства, поднимая вопрос о том, что же такое творческое начало. Можем ли мы сказать, что робот способен создавать искусство? И что это искусство в таком случае означает для человечества? С одной стороны, это демонстрация возможностей технологий — своего рода современное чудо, с другой стороны, это явное свидетельство того, как размываются границы между человеком и машиной.
Несколько дней назад мы наблюдали, как робот-бегун из Китая разогнался до рекордной скорости в 3,6 метра в секунду. Кажется, подобные достижения подстегивают не только скорость на этапе физической гонки, но и скорость в интеллектуальной. На аукционе было сделано 27 ставок на портрет Тьюринга, и каждая из них становилась все более и более огромной — от заявленных изначально 120 до 180 тысяч долларов до астрономических 1,32 миллиона. Это вовсе не случайность, а устойчивый тренд, сигнализирующий о том, что сейчас, в эпоху стремительных изменений, искусственный интеллект начинает занимать достойное место в галерее человеческих достижений.
Отсюда вырисовывается важный социальный вопрос: как мы, люди, готовы воспринимать этих незвимых «коллег» по миру творчества? Может ли машина, способная к созданию произведений искусства, быть объектом коллекционирования и поклонения? И, к слову, что ждет тех, кто когда-то считал себя единственным хранителем талантов и идей?
Мир меняется, и нам предстоит осознать, что вскоре роботы могут стать не только нашими помощниками, но и настоящими артистами, способными к самовыражению. Мы находимся на пороге новой эры, когда искусство может больше не быть исключительным привилегированным владением человека. Важно ли это для нашей цивилизации? Да, как никогда. Вопрос лишь в том, насколько успешно мы сможем интегрировать эти новые феномены в наше понимание искусства и творчества.