Министерство транспорта Российской Федерации, вновь привлекая внимание общественности, объявило о намерении запретить управление средствами индивидуальной мобильности (СИМ) лицам младше 16 лет. Это заявление, как известно, прозвучало от замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Владимира Луговенко. И вот тут возникает вопрос: действительно ли нужно столь жесткое ограничение, или это просто еще один шаг к бюрократической универсальности?
На данный момент, лица старше 14 лет уже имеют возможность арендовать электросамокаты. Тем не менее, Минтранс, похоже, решает, что необходимо проводить целую реформу в правилах дорожного движения. Мы можем с лёгкостью предположить, что этот шаг вызван растущей популярностью электросамокатов, но и стоит ли забывать ту опасность, которую могут представлять неопытные молодые водители на таких транспортных средствах?
Более того, Минтранс собирается внедрить контроль за соблюдением правил дорожного движения, используя номера и системы фотовидеофиксации. То есть, камеры будут теперь следить не только за автомобилями, но и за скутерами и самокатами. Вот оно, лицо современного контроля. С одной стороны, это, безусловно, шаг к повышению безопасности, но с другой — не вызывает ли это опасения в отношении конфиденциальности граждан и превращения города в пространство постоянного наблюдения?
Не так давно сервис аренды электросамокатов МТС Юрнет впервые оштрафовал москвича на круглую сумму в 100 тысяч рублей за езду вдвоем на одном самокате. Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков назвал этот штраф самодеятельной мерой, что, безусловно, наталкивает на размышления о целесообразности таких наказаний. Неужели государство намерено не только контролировать, но и зарабатывать на каждой ошибке граждан?
Как бы то ни было, перед нами стоит сложная задача: наладить баланс между безопасностью и свободой. Общество, в котором мы живем, должно научиться принимать ответственность за собственные действия, но одновременно мы должны задуматься о том, как эти ограничения могут повлиять на жизнь молодежи. И, возможно, вместо запрета, нам стоит разговаривать и обсуждать, как сделать городской транспорт комфортным и безопасным для всех.