Вот и снова нашумевшие имена: Никита Михалков, Владимир Познер, и, как это водится, за кулисами политической сцены разгораются обсуждения, достойные настоящих театральных представлений. Михалков, слывущий за пределами киноиндустрии как один из сильнейших голосов современной России, публикует свои размышления о фильме Познера «Турецкая тетрадь», который, не без основания, вызывает неожиданное количество вопросов.
Так, режиссер, прославившийся своими вызовами и провокациями, указывает на нечто более чем совпадение: дескать, лента увидела свет ровно за семь дней до важной поездки президента Турции Реджепа Эрдогана в Казань. По его словам, совпадение это явно не случайно. Тут мы входим в мир контекстов и подтекстов, где все оказывается значимым, и любое решение может трактоваться как вклад в большую политическую игру.
К тому же, нельзя не упомянуть имя Орхана Памука — писателя, чьи слова о репрессиях и недовольстве политическим режимом в Турции открывают еще один пласт размышлений. Действительно, Памук давно завоевал репутацию противника Эрдогана, и его критика, по мнению Михалкова, вносит весомый вклад в формирование общественного мнения, создавая своеобразный культурный неприязнь к Турции.
Но важнее всего, пожалуй, то, что сам Михалков, который, казалось бы, должен в первую очередь заниматься своими фильмами и творчеством, не удержался от комментария касаемо самого Познера. В его глазах слова ветерана журналистики о чувстве отчуждения от русской идентичности, о признании репрессий — это не просто вздохи человека, который старается быть честным. Это риск, несомненно, рисковать образом страны на международной арене.
Познер, в свою очередь, публично отказался от предложений работать на Западе, противостоя давлению высказаться о российском президенте. Ситуация здесь не так проста. Находясь между двух огней, журналист стал не только объектом критики, но и символом той самой сложной идентичности, которую так остро обсуждают в наши дни. Это ли не стержень текущих общественных дискуссий о том, что значит быть русским, что значит сейчас — говорить и думать, а главное, как это влияет на международные отношения и внутреннюю политику?
Вопросы, важные и неоднозначные, всплывают в воздухе. Каков наш современный культурный код? Что с ним делать, когда он в минусе, и мы стоим на распутье: либо выражаем свою позицию, либо молчим? Так или иначе, с тем, что происходит на наших экранах, не стоит прощаться. Не дремлите, уважаемые читатели, и не забывайте о важности вашего мнения. Этот разговор только начинается.