Вопреки обыденной практике и растущему интересу к альтернативным методам обучения, первый заместитель главы комитета Государственной Думы по просвещению Яна Лантратова инициировала законопроект, предлагающий внести резкие изменения в терминологию образовательного поля. В частности, речь идет о том, что онлайн-школы и прочие подобные заведения больше не смогут с гордостью именоваться «академиями», «институтами» или «университетами», если они не располагают соответствующей лицензией на образовательную деятельность.
Трудно не заметить двойственность ситуации: с одной стороны, забота о качестве образования — это безусловно положительное стремление, ответственное отношение к образованию. Однако, с другой стороны, подобные ограничения могут обернуться искажением многообразия образовательных практик. Лантратова поясняет, что проектом закона закрепляются определенные критерии для использования вышеуказанных названий и что только те учреждения, которые укладываются в рамки сложившихся стандартов, смогут гордиться такими именами.
В очередной раз поднимается вопрос: кто и как определяет эти стандарты? Мы видим, что Государственная Дума стремится обложить сферы образования дополнительными регуляциями. Звучит законопроект, поддерживающий идею, что только организации с госаккредитацией и наличие лицензий имеют право на конкретные наименования. Но насколько это будет эффективно и актуально в быстро изменяющемся мире образовательных технологий?
Современное общество ожидает более гибкого подхода к образованию. Возрастающая популярность онлайн-форматов обучения, когда каждому доступны ресурсы, ранее являвшиеся уделом университетов, не должна подавляться. В погоне за лицензиями и аккредитациями можно легко потерять тот дух новаторства, который должен сопровождать каждый шаг в образовании. В конечном счете, важнее не название, а суть, содержание и качество знаний, которые получают студенты.
Как бы мы ни относились к новой инициативе, важно помнить: на кону стоит будущее поколения, и им предстоит не только соответствовать стандартам, но и переопределять их в условиях современных вызовов. А значит, общество должно быть подготовлено к тому, чтобы задавать вопрос: соответствует ли формализация знания реальным потребностям времени.