Сквозь согревающий свет мегаполиса, вбирающего в себя мечты и амбиции, на фоне тихого бурления общественного мнения вновь разгорелось обсуждение крупных городской проектов. На этот раз объектом внимания стал бывший завод «МиГ», чья история, безусловно, пронзительна — от конструирования самолетов до превращения в площадку для нового этапа urban-революции.
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов сообщил о том, что был утвержден проект планировки для территории завода, занимающей коренную площадь в 63,55 гектара. Привезли многократные «заводские» активы в расчете на значимые транспортные изменения. Дороги, новые магистрали и образующиеся кварталы на месте уставших цехов — всё это в контексте комплексного развития территории (КРТ) воспринимается как надежда на более комфортную жизнь.
Как мы знаем, громкое «все ради людей» не всегда находит отражение в реальной жизни. Проект, который теперь включает не только магистрали, но и пешеходные зоны, велодорожки — звучит как обещание. Однако видим ли мы искреннее стремление улучшить качество жизни людей или это очередной шаг к обезличиванию пространства, где важен лишь декор, а не содержание?
Пока же, судя по всем перечисленным аспектам, доступность к новым жилым комплексам и их инфраструктуре предстаёт как важный пункт в повестке. Министр правительства Максим Гаман подчеркнул о важности создания новых мест для отдыха и асфальтирования велодорожек. Это, безусловно, радует. Однако возникает вопрос: как много велодорожек мы сможем запроектировать, пока на старых уличных сетях давит трафик и агрессивные маневры легковых и грузовых автомобилей?
Интересно также, что заядлый застройщик — компания Capital Group — присматривает за этой трансформацией. И тут встаёт парадокс: с одной стороны, меняются фасады, с другой — остаётся прежним внутреннее содержание. Почему люди всё ещё чувствуют себя изолированными в своих районах?
Сравним это с подходом к другим проектам в Москве: 236 проектов КРТ на разных стадиях реализации. Если проанализировать ситуацию, то логично предположить, что в ситуации с каждым из них существует некая сценаристская жажда к успеху. Реновация устаревших зданий рядом со станциями метро и создание комфортного жилья — это действительно амбициозно, но порой не хватает прозрачности в том, как именно осуществляются эти идеи, и кто в итоге станет владельцем новых квадратных метров.
Ожидаемые инвестиции размером почти в 2,7 миллиарда рублей не могут не вызывать вопросов о прозрачности этого процесса. За чьей-то спиной уходит неожиданная прибыль, когда поднимается тема государственного бюджета в 25,5 миллиона рублей в бюджетный год. Этот вопрос имеет право затрагивать каждого из нас.
Если бы только решить вопрос не только с мельчением застройщиков, но и с реальными условиями для жителей… Как бы это ни выглядело в планах на бумаге, в конечном счете, любой проект несет свой отпечаток на человеческие жизни, и не только в количестве новых улиц и дворов, но главное, в тех переменах, которые произойдут в душах людей.