Ожидания снижения цен на бензин и дизель в ближайшее время не оправдаются. Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития и член общественного совета при Минэнерго РФ, сообщает, что даже снижение цен на нефть на мировых рынках не приведет к уменьшению стоимости моторного топлива в России. Почему так происходит?
Прежде всего, в структуре цен на топливо значительную долю — более 65% — занимают налоги и сборы. А доля затрат на саму нефть составляет всего лишь около 10%. Это значит, что изменения в ценах на нефть в мире не оказывают заметного влияния на внутренние цены на бензин и дизель. К примеру, 7 ноября нефть стоила более 76 долларов за баррель, а 12 ноября отдельные сделки проходили уже по ценам ниже 72 долларов. Тем не менее, российские водители не увидят выгод от этого.
На бирже мы наблюдаем обратную тенденцию: за последние три дня стоимость нефтепродуктов потихоньку растет. Например, на сессии 12 ноября цена бензина Аи-92 увеличилась на 0,06%, Аи-95 — на 0,92%, а дизельное топливо поднималось в цене в зависимости от сезона. Причина кроется в том, что цены на АЗС формируются под воздействием множества факторов, а не только из-за стоимости нефти.
Пикин также указывает на влияние условий рынка — экспортный запрет на бензин, введённый правительством, ограничивает его предложение на внутреннем рынке, а следовательно, сдерживает цены. В то же время, стоимость дизельного топлива растет из-за перехода на зимние форматы, которые требуют более дорогих добавок.
Важно понимать, что даже в условиях России, как одного из ведущих производителей нефти в мире, эти факторы сильно влияют на конечные цены для потребителей. Экономические условия таковы, что простое удешевление нефти не приведёт к снижению цен на бензин и дизель для граждан.