Банк России продолжает активную борьбу с финансовыми мошенниками. В этом направлении были предложены новые меры, которые, как утверждает Александр Цыганов, заведующий кафедрой страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве РФ, должны помочь защитить граждан от ненадежных игроков на финансовом рынке.
По словам эксперта, безопасность финансовой среды — это, конечно, дело государства, однако и самих банков это вопрос не обходит стороной. «Репутация банков зависит от их готовности защищать средства и данные клиентов», — отмечает Цыганов. И грех жаловаться на отсутствие ресурсов — прибыль банковского сектора в 2024 году составила 3,3 трлн рублей.
Возвращаясь к мошенничеству. В этом году злоумышленники уже присвоили почти 16 млрд рублей у россиян, и это только начало. Новый законопроект, который уже внесен в Госдуму, предполагает введение многоуровневой системы защиты клиентов. Да, период охлаждения перед получением кредита — это новшество, которое позволит избежать импульсивных решений. Например, при кредитовании на сумму от 50 до 200 тыс. рублей будет установлен четырехчасовой период размышления, а для крупных сумм — два дня. Это поможет людям обдумать, действительно ли им нужен очередной предмет, который они хотят приобрести в кредит.
Такой подход, по мнению Цыганова, даст возможность людям, находясь под давлением мошенников, взять паузу, оценить ситуацию и, возможно, отказаться от неразумных кредитов. Это, безусловно, важно в современном мире, когда жертвами становятся не только беззащитные, но и вполне расчетливые граждане.
Однако важно, чтобы одинаково активными были и сами банки. Да, меры, принимаемые Центробанком, важны, но если финансовые учреждения не укрепят свою защиту, ситуации с утечками данных и хищениями могут повториться. Наконец, давайте не будем забывать о том, что надежная система безопасности сама не появится. Банки должны работать над усовершенствованием технической базы и готовить своих сотрудников для эффективной борьбы с киберугрозами.
Создание безопасной финансовой среды — это не только ответственность государства, но и самих банков. Нужно найти тот самый баланс между жесткими мерами безопасности и комфортом для добросовестных клиентов. Без лишнего фанатизма, но и без равнодушия. В противном случае страдать будут как банки, так и их клиенты.