Мы живем в эпоху, когда искусство становится предметом не только эстетического, но и финансового анализа. Так, недавно на аукционе Sotheby’s произошла невероятная сделка: банан, прикрепленный к стене с помощью простого скотча, ушел с молотка за ошеломляющие 6,2 миллиона долларов. Да-да, вы не ослышались. Это не кадр из черной комедии, а реальность современного арт-рынка.
Работа под названием «Комедиант» итальянского художника Маурицио Каттелана вызывает не только восхищение, но и трудно поддающееся описанию недоумение. Как же такое возможно? Начальная цена этого «произведения» была в диапазоне от 1 до 1,5 миллиона долларов, и, казалось бы, привлекала интерес только от далеких от серьезного отношения к искусству коллекционеров. Однако искусство, как обычно, показало свой непредсказуемый характер: цена буквально взлетела до небес, как и реновация концептуального искусства.
Комментарий нового владельца лота, Джастина Сана, о том, что он планирует съесть банан, уже стал притчей во языцех. Это своего рода метафора нашего времени: как можно растерзать идею о ценности искусства, сопоставив ее с элементарной пищей? В истории искусства это уже не первый случай, когда объекты оборачиваются космически дорогими. Ранее, в 2019 году, два экземпляра этого произведения ушли за 120 тысяч долларов. И вот, сейчас этот фактор напоминает нам о том, как меняется восприятие искусства в новейшей истории.
Не могу не напомнить и о уникальности текущего момента, когда искусство настойчиво демонстрирует свою способность обсуждать важнейшие социальные вопросы. Да, есть и первая в мире картина, созданная роботом, которая была продана на аукционе за 1,3 миллиона долларов. И как же это все связано с нашей повседневностью? С одной стороны, это шаг вперед в технологиях и креативности. С другой — возвращение к забавности, шутливости и легкомыслию в потоке остросоциальных и серьезных изменений в обществе.
Тем не менее, вопрос остается открытым: является ли подобное искусство отражением нашей культуры или просто капризом рынка? В любом случае, банан на стене стал символом нашего времени — проверкой на вшивость не только для коллекционеров, но и для нас всех. Необходима ли переоценка ценностей в искусстве и жизни вообще? Возможно, именно сейчас это и самое время для размышлений.