Вокруг образования всегда происходят не только реформы и кампании по повышению качества знаний, но и, увы, скандалы и коррупционные скандалы. Примером этого служит недавняя новость из Дагестана. Бывший заместитель министра образования и науки этой республики, Халида Нурмагомедова, задержан по подозрению в получении взятки в размере 60 миллионов рублей. Да, вы не ослышались — целых 60 миллионов! Эта сумма впечатляет не только на фоне местных реалий, но и в контексте общероссийской практики, когда речь заходит о финансовых махинациях в сфере, которая должна заботиться о будущем подрастающего поколения.
Комитет по расследованиям, как водится, сообщает, что взятка была получена от руководителя коммерческой организации за «оказание содействия» в заключении госконтрактов на выполнение ремонтно-строительных работ в образовательных учреждениях. С одной стороны, можно только порадоваться за то, что эта история не остается без внимания и закон срабатывает, с другой стороны, остается много вопросов. Как долго все это продолжалось? Почему вдруг отважились на задержание именно сейчас? Здесь мы видим, как слежка за духом времени может вписаться в привычные схемы — стоит затянуть пояса и заговорить о необходимости строгости, как на повестку выходит дело с проверками и арестами.
Вот вам и иллюстрация к известной пословице: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Можно ли считать, что такая масштабная коррупция внутри образовательного аппарата является системной проблемой, требующей более глубокого анализа и, прежде всего, реформации всей системы? Этот случай поднимает важные вопросы, касающиеся не только Дагестана, но и всего российского образования. Мы наблюдаем факты непрофессионализма, возможно, недовольства среди педагогов и недостатка финансирования в самом образовании параллельно с такими чудовищными схемами, где миллионы уходят в карманы чиновников.
Итак, что мы имеем? Взятки, коррупция и страдания, как всегда, населения, которое чувствует на себе последствия таких решений. На фоне этого вопрос: неужели мы никогда не научимся делать выводы из собственных ошибок? Разговоры о необходимости прозрачности и эффективности в управлении образованием идут уже не первый год. Однако без реальных действий на уровне инициации и импрессации реформ все это будет лишь приятным и, увы, бесполезным фоновым шумом. Ситуация требует не просто арестов, нужны изменения.