На первый взгляд, ситуация с умной колонкой «Алиса» выглядит как очередная интрига, которую могло бы придумать нечто вроде комедийного сериала. Столкновение между современными технологиями и политической реальностью в нашем обществе, увы, оказывается весьма показательным. И вот укоренившийся в информационном потоке конфликт: «Алиса» не знает, кто такой Захар Прилепин, но с блеском рассказывает о Юрии Дудь — фигуре, обладающей своим особым местом в ряду действующих персонажей нашей медийной арены.
Прилепин, известный автор и публицист, с иронией прокомментировал этот момент, назвав «Алису» неким зомби, подменивающим оригинал. И на самом деле, что мы здесь наблюдаем? Исходя из формулировок и реакции голосового помощника, можно сделать вывод, что не все голоса имеют равное право на существование в нашем медиапейзаже. Почему такая выборочная память у искусственного интеллекта? Возможно, она подчиняется тем же правилам, что и механизмы контроля, действующие в нашем обществе.
«Не очень разбираюсь» — пожалуй, это можно было бы отнести к нежеланию «Алисы» углубляться в печально известные нам реалии, связанные с именем вице-президента независимого мнения, обласканного обществом в разное время. В то время как Дудь, попусту оспаривающий свой статус иностранного агента, все еще имеет возможность быть услышанным, Прилепин оказывается в тени. И здесь возникает вопрос: это лишь случайностью или целенаправленным умыслом?
Наша действительность удивительна тем, что новые технологии могут легко затмить старые идеи и формы. Мы наблюдаем, как умные колонки способны оказывать влияние на общественное мнение, постепенно перенося на себя функции Курта Воннегута — рассказывать истории, но только в том ключе, который желательно тем, кто находится у власти.
На самом деле, сегодняшняя история — это не просто про «Алису» и её затрудненное положение. Это про людей, чьи голоса могут быть выброшены за борт. И вот здесь, на стыке между реальным и виртуальным, мы должны задать себе вопрос: насколько хороши наши алгоритмы, если они с такой легкостью игнорируют, пусть и сложные, но важные нарративы?